пятница, 2 июня 2017 г.

К вопросу о кастинге психолога и непригодном психотерапевте













В психологической и околопсихологической сфере неизменно популярен вопрос: как найти «правильного», «хорошего» психолога. Кто-то выбирает специалиста, руководствуясь личными рекомендациями, кто-то - внимает рекламе. Некоторые скрупулезно изучают контекст и отзывы, пытаясь получить достоверные данные об опыте, образовании и эффективности. Клиент надеется на понимание и ожидаемо верит в предоставление действенной помощи.



Разумеется, существуют разные подходы в оказании консультативной и психотерапевтической поддержки. Все специалисты, так или иначе, работают с предъявленным содержанием, с теми авторскими историями, что приносит с собой клиент. Предполагается, что опытные профи понимают, в каком именно из состояний находится страждущий, насколько человек «не в ресурсе», и что с этим надо делать.


Казалось бы, психологи, ведущие регулярный приём и слышавшие сотни и тысячи различных рассказов и жалоб, знают, про что это, и как с этим быть. Кроме как отражать чувства клиента и следовать за ним по схеме:

Что Вы сейчас чувствуете? → И когда Вы это чувствуете, то что Вы думаете? →

И когда Вы так думаете, что Вы делаете? →  И когда Вы так делаете, какие результаты Вы получаете? →

И когда Вы получаете такие результаты, какие именно эмоции Вы испытываете?



Увы, это колесо может быть неостановимым и не всегда результативным и полезным. Например, при работе с последствиями психотравм, фобиями, неврозами, зависимостями, психосоматикой, аффективными и сексуальными расстройствами и пр. Вы удивитесь, но не все консультанты об этом знают. Случается и так, что психолог/психотерапевт с обширным клиентским списком и неотразимой персональной харизмой, не только говорит: «угу, угу…» или предлагает «побыть в этом». Он работает с клиентом, используя различные подходы и техники, даёт всевозможные упражнения, домашние задания, а лучше не становится.



И здесь возникает вопрос, почему же так происходит? В чём именно проблема? В немотивированности клиента, в излишней перегруженности психолога, в недостаточном понимании стратегий и тактик, или в чём-то ещё? Ведь люди упомянутых профессий действительно любят помогать (а некоторые даже и «спасать»).



Ответ предельно прост. Психологи (в том числе самые опытные) ─ НЕ телепаты. И здесь, на 100% действует элементарная клиентская проверка. Если специалист в работе с вами не использует никаких опросников или тестов (бумажных, компьютерных, проективных, телесноориентированных и др.), если он не даёт заполнять графы, шкалы, проставлять галочки и обводить цифры кружочками на специальных бланках, или рисовать что-либо – это повод задуматься. Очень серьёзно подумать о вовлечённости психолога в процесс не воображаемый, а реальный.



В медицине, в рамках классификации болезней, существуют так называемые исследовательские диагностические критерии. Помимо установочной беседы, первичного интервью, используется сбор всевозможной информации, проводятся анализы, исследования и тесты. К сожалению, психологи, зачастую пренебрегают подобным. А значит, не могут с достаточными основаниями предполагать, с какой степенью тяжести состояния они на самом деле имеют дело, нужна ли медикаментозная поддержка, какими личностными расстройствами и особенностями реально, на самом деле обладает клиент, какие защиты он использует и т.д., и т.п.



Работа без достаточной диагностики и понимания, подобна наложению бактерицидного пластыря туда, где нужна более серьёзная, комплексная и системная помощь. И сейчас я говорю не про уровни вмешательства, а только лишь про оценку и восприятие клиентского состояния. Подумайте сами, если психолог/психотерапевт не отдаёт себе отчёта в полной мере – с чем он имеет дело: дисфорией, депрессивным состоянием, субклинической или клинической формой депрессии, то - как он поможет? Разговорами об эмоциях? Побуждениями быть «здесь и сейчас»? Какой будет последовательность и характер психотерапевтических интервенций?



Можно сколько угодно говорить о полимодальном подходе к предъявленным проблемам, или декларировать приверженность холистической модели. Целостное и панорамное восприятие клиента с его историями и запросами может основываться только на материале проведенных исследований. Верифицированных тестов, методик и опросников. Всё остальное – проекции, чтение мыслей, экстрасенсорика и фантазирование.



© Дмитрий Барабанов, психолог (записаться на прием: +7(916)418-87-88)
e-mail: barabanoff@yandex.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий