пятница, 28 мая 2010 г.

Страхи: как, откуда, почему?












Что и говорить, тема страхов и тревоги довольно болезненна. Обычно люди не отдают отчета о мотивах собственных страхов, а часто и вовсе не могут в них признаться даже самим себе. Во многом эти страхи обуславливают причины, позволяющие избегать сложных ситуаций. То есть ищутся аргументы, а не возможности. Бывает и так, что люди не отделяют от себя свои страхи, воспринимая их как неотъемлемую часть собственной идентичности. Итак…


Часто оказывается, что за неконструктивным поведением, приводящим к возникновению проблем, стоит страх, либо тревожность. Тем не менее, в определенном смысле, страх может быть полезен в качестве предохраняющего/защитного механизма. Его возникновение может указывать на реальную опасность или угрозу, поскольку наши страхи приобретаются вследствие индивидуального жизненного опыта. Существует несколько теорий, объясняющих возникновение страхов процессами приобретения и научения, а также другими причинами.

Страхи бывают самыми разными, например: детские страхи, страхи людей на разных этапах жизненного пути, архетипические страхи, экзистенциальные страхи и т.д. Общечеловеческие основные страхи сводятся к страхам смерти и болезней, страхам за близких людей, страху одиночества, страху ответственности (в самых разных формах), страху неопределенности будущего, страху потерь, а также страхам, так или иначе связанным с непониманием смысла жизни.

Важно отличать страхи от тревоги или фобий. Страх – это эмоция, направленная на избегание, как правило, внешней реально существующей угрозы. Тревога – это смутное чувство беспокойства/опасения, она связана с избеганием нераспознанных опасностей. Фобические проявления характеризуются иррациональным тщательным избеганием определенных объектов или же ситуаций. Таким образом, один из самых популярных страхов – страх публичного выступления, на деле является скорее фобией, так же как и многие другие коммуникационные страхи. Аналогичным образом, бесконечные разговоры о мировом кризисе, являющиеся катализатором образования негативных эмоций, запускают механизм страха, который в строгом смысле слова является тревогой.

Существует определенная периодизация, касающаяся различных страхов. Так, до четырех лет дети чаще боятся того, что им не знакомо – громких звуков, чужих людей и некоторых предметов. Позже страхи несколько дифференцируются по половому признаку: мальчики озабочены своей безопасностью, а девочки страшатся различных шумов и связанных с этим ситуаций. К восьмилетнему возрасту каталог потенциальных опасностей расширяется – дети начинают бояться природных катаклизмов (землетрясений, ураганов, наводнений), появляется боязнь заразиться, заболеть и умереть. Что же касается источников детских страхов, то среди них следует выделить следующие:

1. Врожденные источники, обусловленные наличием базисных черт личности, темпераментом, а также химическими реакциями, происходящими в организме вследствие воздействия стресса, слабой или сильной нервной системой.
2. Приобретенный опыт как обусловленная реакция на неприятные раздражители и исходящий негатив.
3. Воображение и фантазирование, неправильные алогичные представления и ошибочные умозаключения.

В зрелом возрасте страхи связаны с экономической нестабильностью, личными отношениями, персональным счастьем и успешностью коммуникаций. Человек, регулярно испытывающий сильные негативные эмоции из-за того, что не удовлетворены его базовые потребности, часто бывает охвачен всевозможными страхами и опасениями. Их множество, это - страх душевных страданий и боли, страх остаться в одиночестве, страх не выйти замуж, остаться без детей, страх не достигнуть чего-то важного. Ближе к старости развиваются страхи, связанные с прогрессирующим физическим недомоганием, болезнями, беспомощностью, боязнью потерять близких, сойти с ума, а также – со старением и смертью.

Отчасти страх связан с так называемой «выученной беспомощностью», частично с тем, что человек не чувствует себя компетентным и способным предпринимать какие-либо решительные шаги. Это состояние парализует ум и волю, аналитические способности и происходит автоматическая регрессия в детское состояние. Можно сказать, что страх и детское состояние сопровождают друг друга.

В свое время ученый-физиолог Уолтер Кэннон описал типы реакций, возникающих в ответ на воздействие стресса. Он назвал их - fight-or-flight (англ.), то есть – «сражайся или беги». Эти реакции связаны с выживанием, они призваны защитить целостность человека от потенциальной травмы и угроз жизни и здоровью. Но зачастую гнев и страх подавляются и никак поведенчески не выражаются в ответ на воздействие стресса, однако проявляются в виде замирания, то есть - специфического напряжения и телесных мышечных зажимов в теле. Эмоции страха «замораживаются» в теле, запечатлеваются и «впечатываются», образуя устойчивые связи.

В известной степени, преобладающий тип реагирования на стресс также зависит и от родительских запретов, критики или же одобрения, если ребенок воспитывался так, что любопытство, исследовательская активность и смелость поощрялись. Иррациональный, панический тип реакции на стресс подразумевает «детское» импульсивное и абсолютно некритичное поведение, связанное со спасением личности. К сожалению, иногда страхи приобретают тенденцию к разрастанию, что очень ограничивает жизнь, поскольку, чтобы чего-то достигнуть, нужно  научиться выходить за ограничивающие рамки и совершать направленные усилия.

Таким образом, на одном полюсе находятся - риск, претендование и ответы на вызовы судьбы, а на другом - «парализующий страх» и избегание. Возникает закономерный вопрос: «А что это дает?». Прежде всего, это дает ощущение сохранения единства структуры. Урон же целостности означает нарушение защит, возможно, боль, нестабильность, дальнейшее переструктурирование, неизбежные изменения. Неудивительно, что многие люди сознательно или неосознанно избегают рискованных ситуаций. Огромное количество существующих страхов связано с ситуациями потенциального тестирования, неизвестностью.

Множество людей боится принимать вызов жизни и дерзать – то есть ходить на собеседования, сдавать экзамены, говорить о своих чувствах, начинать новые инициативы, бороться, претендовать и т.д. Во многом, это связано с потенциальной конкуренцией, соревновательностью и, в ряде случаев, с заниженной самооценкой и ощущением персональной неполноценности. Часто страхи наследуются, и этому немало способствуют бабушки и дедушки, мамы и папы, другие родственники, которые прямо-таки насаждают различные страхи, преследуя благие цели. Иногда страхи приобретаются через социальное взаимодействие, «обучение» с помощью детей во дворе и в школе, учителей и агрессивной среды, воздействие которой мы испытываем в повседневной жизни. Отдельно следует выделить негативное воздействие средств массовой информации.

Способствует ли страх выживанию? В определенном смысле – да, особенно, если относиться к нему адекватно и правильно его понимать. Боязнь высоты, огня или страх змей в некоторых обстоятельствах может спасти жизнь. Наряду с этим, обеспечивая безопасность, страхи ограничивают и регламентируют наше поведение. Однако бывают и абсолютно дисфункциональные повторяющиеся страхи, которые чрезвычайно осложняют жизнь. Крайние степени этих страхов - фобии и панические атаки. К сожалению, порой страхи приобретают патологические очертания эмоциональных расстройств и тогда уже можно говорить о невротических страхах.

В основе фобических реакций лежит моментальное научение/запечатлевание, следующее за реакцией испуга. Как бы то ни было, часто, только при взгляде в лицо тому или иному страху можно не только понять истинные мотивы своих действий, но и осознать, что ситуация, на самом-то деле, не опасна. В последнее время фобии успешно лечатся. В процессе работы с фобиями используются два механизма – 1) рациональное осмысление причин и последствий своих испугов, а также изменение убеждений и 2) десенсибилизация (т.е. радикальное снижение чувствительности) и изменение физиологических и психологических реакций.

Возвращаясь к страхам, любопытно отметить, что, в ряде случаев, речь может идти о замещении – внутренняя агрессия и недовольство подавляются, и, вот уже окружающим явлено поведение жертвы. Порой, забетонированным резервуарам ярости и разрушительным импульсам противопоставляется аскетичное долготерпение, нерешительность и гипертрофированные страхи. Во многом это связано с детством, поскольку, как уже было сказано выше, практически в основе всех страхов находится регрессивный механизм. Ребенок беспомощен и неуверен, его часто принуждают ощущать вину и стыд, ребенок ничего не может радикально изменить, он – маленький и бессильный.

Пользуясь терминологией знаменитого американского психолога Эрика Берна, при столкновении с потенциальной опасностью, происходит конфликт между внутренними Взрослым, Ребенком и Родителем. «Родитель» ультимативно навязывает то, что дoлжно делать, «Ребенок» находится в панике и хочет, чтобы его оставили в покое, защитили бы и спасли. А «Взрослый» пытается рационально разрешить проблему, но его никто не слушает. Конфликт затрагивает три уровня психики и поведенческих моделей. Нет ничего удивительного, что часто «побеждает» напуганный Ребенок или не на шутку обеспокоенный Родитель.

Крайне важно и то, какие именно индивидуальные реакции порождают столкновения со страхами. Кто-то извлекает негативный/трагический опыт, в то время как для кого-то столкновение со страхом - лишь временное препятствие на пути, которое только помогает достигнуть желанной цели. Парадоксальным образом, страх может быть тем ресурсом, который выведет человека на новый уровень развития.

Человек рискующий не имеет гарантий, он всегда вступает на зыбкую почву неопределенного исхода. Его можно уподобить канатоходцу, который находится в таком «подвешенном» состоянии между началом пути и целью, до которой он  хочет добраться. Некоторые боятся разбиться, и поэтому не встают на этот путь. И это повод задуматься о том, что присутствие страха обозначает наличие актуальной проблемы, над которой имеет смысл поработать самостоятельно или с помощью психолога. Надо лишь преодолеть страх, поднять телефонную трубку и записаться на приём...



Дмитрий Барабанов, психолог (запись по тел. +7(916)418-87-88)

e-mail: barabanoff@yandex.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий