Порой случается так, что радужные ожидания гармоничного секса сменяются мраком опустошающего разочарования. Вместо радостного единения, телесного экстаза и душевной близости, люди приобретают сексуальные неврозы и психические травмы. Драматический накал эмоций сигнализирует об отсутствии взаимопонимания, а отношения напоминают военные действия со своими стратегиями, тактиками и партизанской борьбой. Каковы причины партнёрских сексуальных неудач и дисгармоний? На что необходимо обратить внимание?
Когда в сексе не всё в порядке, почему-то часто говорят об исключительно психологических причинах дисфункционального взаимодействия. Оставив домыслы в стороне, обратимся к комплексному подходу. Это значит, что проблемы в сексе могут быть связаны как с биологическими аспектами, с социальными реалиями, так и с областями психологического.
Разумеется, воспитание дома и родительское «программирование»,
информация, полученная в школе и на улице, массмедийные послания напрямую влияют
на формирование будущих социальных, психологических, поведенческих моделей
сексуальности. При этом, ценностные ориентиры и взгляды, привнесенные извне, адаптируются
и воспроизводятся часто без всякой критики. Сведения, почерпнутые из интернета,
художественной литературы, фильмов, дворовых рассказов или порно, мало пригождаются,
когда на другом конце гениталий оказывается живой человек со своими чувствами, эмоциями
и надеждами. Поскольку, в массе своей, такое научение сексуальности попросту
вредно, неудивительно, что мы становимся свидетелями увеличивающегося
количества разводов, абортов, юношеских суицидов и пр.
Как бы то ни было, психологические предпосылки партнерского
непонимания подразумевают индивидуальные характерологические особенности
личности, разные уровни интеллекта, отличия в восприятии тех или иных ценностей.
Сюда же можно отнести, принадлежность к различным социальным группам и
лояльность принятым в них убеждениям. Это значит, что ожидания и потребности
могут трагически не совпадать. Бывает и так, что родители и/или другие
родственники не принимают выбора пары.
Неоправдавшиеся надежды, «бегство» в близость с
целью избежать дискомфортного проживания в той или иной среде, симбиотическая
«склеенность» с родителями, различные воззрения на воспитание детей,
эгоцентризм и неврозы, стремление модифицировать своего избранника – всё это
губительно для гармоничных доверительных отношений.*
Сформированные т.н. полоролевые акцентуации и
поведение значительно влияют на понимание лидерства. Так, представления о проявлениях,
функциях и границах мужского и женского в паре могут существенно различаться.
Выраженность и приверженность той или иной роли (кроссполовые/гиперролевые акцентуации,
трансформации полоролевого поведения)** многое определяет в
отношениях. Например, мужчине может нравиться готовить, сидеть с детьми и выполнять
домашнюю работу, а женщине - служить в силовом ведомстве, руководить. Но, что хорошо
для одних, категорически неприемлемо для других. На этом фоне ожидание
радикальной смены ролей и иного поведения было бы самонадеянным.
Важно понимать устойчивость таких моделей.
Изменить человека против воли, навязывая свои представления невозможно. Часто
проблемы возникают из-за тщетных ожиданий «исправлений» и «улучшений». Стратегии
Мальвины или Пигмалиона, с надеждами на то, что партнёра удастся скорректировать
и переделать, нередко приводят к досрочному завершению отношений. Или, как некогда
сказал американский психолог Стивен Краун «Женщина выходит замуж в надежде, что
мужчина изменится, но он не меняется. Мужчина женится в надежде, что женщина не
изменится, но она меняется».***
Здесь же необходимо упомянуть о нарушениях
привязанности, созависимых отношениях, т.н. любовной аддикции, а также об аддикции избегания. Ведь вступающим в отношения неясно, что будет потом. Диапазон
широк: взаимное уважение к территории друг друга, полное слипание и растворение,
попытки поглощения и тотальный контроль, регулярное отдаление–приближение, требования
безраздельного служения, измены, ссоры и примирения, планирование
побега и многое другое.
Кодировки сексуальности
Наряду с этим, возникает важный вопрос: а как вообще
соотносятся между собой любовь и секс? Исследователи выделили пять моделей:
1) Так называемая, «платоническая» модель. Здесь
речь идет о несексуальных и возвышенных проявлениях любви, лишенных эротики.
Секс рассматривается как нечто низкое и вульгарное. Присутствует
противопоставление любви и секса.
2) «Чувственная» модель, в которой любовь органично
и неразрывно связана с сексуальным желанием и чувственными проявлениями. Секс
является осевым, основополагающим фактором.
3) «Интегральная» модель, то есть – вариант,
сочетающий в себе психологический и сексуальный аспекты. Секс и любовь едины и
неделимы, они формируют целостность гармоничных взаимоотношений.
4) Модель, в которой секс и любовь
противопоставлены. Секс возможен и без любви. Сексуальная близость может происходить
и без присутствия чувственного компонента.
5) Модель секса без любви, где партнеров связывает
исключительно секс. Может присутствовать некоторая симпатия и привязанность, но
не более того.****
Что же еще влияет на формирование сексуальных
стереотипов и сексуальное поведение? В первую очередь, «половая конституция» - то
есть сочетание физиологических особенностей человека, основанных на
индивидуальных генетических характеристиках. Половая конституция бывает:
сильной, средней и слабой. Именно она, во многом, предопределяет сексуальное
функционирование и стремление к интимной близости. Партнер с сильной половой
конституцией не будет счастлив с партнершей со слабой. И наоборот.
Этот биологический неизменный аспект корреспондирует
с: 1) типом сексуальной культуры и 2) сексуальной мотивацией. Рассмотрим это
подробнее.
Специалисты выделяют разные типы сексуальной
культуры. По сути дела, эти виды являются квинтэссенцией сформировавшихся схем восприятия/поведения,
ценностей и акцентов интимности. Они подразумевают особую индивидуальную сексуальную
приверженность сложившимся тем или иным тематическим шаблонам социальных,
психологических, духовных, эмоциональных и физиологических доминант. Эти
комбинации классифицируются следующим образом.
Гармоничные типы сексуальной культуры:
1)
«Аполлоновский» тип. Сексуальная близость
воспринимается как нечто светлое, одухотворенное и альтруистическое. Это и есть
то, что поэтически описывается в романтической литературе. Партнеры уважительны
и внимательны. В отношениях важно взаимное удовлетворение, поэтому партнеры
заботятся о том, чтобы доставить друг другу оргазм. Стремление к
удовольствию включает в себя и использование ласк широкого диапазона. Это секс
без страха и натуги. Присутствует гедонистическая мотивация сексуального
поведения. Телесная близость основана на психологической и эмоциональной близости.
Исключительно радость и гармония в любви и сексе.
2)
«Мистический» тип характерен для некоторых
восточных культур. Такая разновидность сексуальной культуры встречается в Индии
и Китае. За подобным отношением к сексу стоят столетия особых практик, корпусы
специальных текстов, особые цели и ритуалы. Сексуальные отношения воспринимаются
как неотъемлемая часть любви и духовной близости. Служение и поклонение
мужскому и женскому началу в сексе означает принятие божественной природы любви
и гармонии. Приверженность этому выбору означает следование по пути служения Богу
(богам). В определенных пределах это связано со стремлением к самосовершенствованию
к просветлению. Ласки изысканы, при этом «мистический» тип сексуальной культуры
предполагает особую духовную и физическую подготовку.
Дисгармоничные типы сексуальной культуры:
1)
«Либеральный» тип сексуальной культуры. Наблюдается
лояльное отношение к смене партнеров, абсолютная терпимость к одновременному
сосуществованию нескольких партнеров. В отличие от гармоничных типов
сексуальной культуры, здесь сексуальные отношения базируются не обязательно на основе
любви. Секс воспринимается как полезная и очень приятная часть жизни, связанная
с разнообразным наслаждением. Но с духовной, психологической и эмоциональной
близостью и общностью здесь большие проблемы. Сексуальная мотивация - гедонистическая,
но без какого бы то ни было альтруизма.
2)
«Оргиастический» тип сексуальной культуры. Эта
модификация подразумевает проявления разнообразных вариантов сексуального
самовыражения. Допускается не просто смена партнеров, но и открытость/готовность
к различным девиациям, групповому сексу, гомосексуальным контактам, другим
видам сексуальной активности. Секс выступает в качестве источника удовольствия,
в то время как запреты сведены к минимуму. В связи этим, можно вспомнить оргии
в Древнем Риме или же теорию и практику free love у
хиппи.
3)
«Невротический» тип сексуальной культуры. С
интимными отношениями тут все не просто: присутствует фоновое ощущение угроз и
страха. Темы секса вызывают ощущение дискомфорта на разных уровнях.
Противоречивое восприятие секса связано с наличием всевозможных внутренних
конфликтов. Соответствующим образом, и наличествующая сексуальная мотивация –
невротическая, что напрямую отражается на отношениях.
4)
«Патриархальный» тип сексуальной культуры. Здесь
можно говорить о ролевой поляризации мужского и женского. При этом, для женщин
существуют более строгие моральные установки и особые предписания. Двойные
стандарты, жесткие внутренние инструкции и правила определяют и регламентируют связи
и поведение мужчин и женщин.
5)
«Примитивный» тип сексуальной культуры. В
отношении людей, придерживающихся этой разновидности сексуальной культуры,
часто используется определение – «интеллектуально сниженные». Зачастую, это
люди с органическими нарушениями центральной нервной системы, энцефалопатиями,
тяжелыми личностными расстройствами и т.п. Этическое и эстетическое понимание близости
у них отсутствует. Генитальный тип сексуальной мотивации определяет желание
секса, в котором, по сути, нет и не может быть никакой эмоциональной, духовной
и психологической близости.
Девиантные типы сексуальной культуры:
6)
«Девиантный» тип сексуальной культуры. Приемлемы
абсолютно любые проявления девиантной (то есть, отклоняющейся от нормы)
сексуальности. Партнеры воспринимаются в качестве неких «орудий» или
«приспособлений», с помощью которых удовлетворяются собственные сексуальные
потребности. Это в прямом смысле слова – обезличенный секс, где личностные
особенности и персональные характеристики совершенно не важны. Отношение к
партнеру откровенно утилитарное и потребительское. В качестве движущей силы
выступает т.н. генитальная мотивация или же перверсивные импульсы.
7)
«Гиперролевой» тип сексуальной культуры. Тут принадлежность
к одному полу ценится выше, чем к другому. В силу гипертрофированной яркой
выраженности маскулиного или фемининного, эта разновидность сексуальной
культуры включает в себя садистические или мазохистические компоненты.
Соответствующим образом, обязательным условием для сексуального возбуждения является
либо: 1) причинение морального или физического урона, нарочито грубое, жестокое
поведение или 2) испытывание страданий лицами противоположного пола.
Асексуальные типы сексуальной культуры:
8)
«Пуританский» тип сексуальной культуры. Вопросы,
связанные с сексом всячески избегаются и игнорируются. Ханжеское отношение к
сексу подразумевает вытеснение и отрицание различных тем и аспектов жизни,
касающихся интимности. Проявления секса часто воспринимается как нечто негативное
и чужеродное, а порой и непристойное. Лицемерное пуританское понимание
сексуальности вызывает в памяти соответствующие реалии викторианской Англии, а
также другие эпизоды истории, когда оказывалось, что «…секса нет» и вовсе.
9)
«Репрессивный» тип сексуальной культуры. Секс
воспринимается как нечто недостойное и предосудительное. Как правило, за
проявления сексуальности следует жесткое наказание. Сложившиеся принципы морали
подразумевают суд и кару за выражение интереса к сексу или какую-либо из форм
сексуального самовыражения. *****
Не менее важно в отношениях и понимание так
называемой сексуальной мотивации как некой движущей силы в сфере интимного.
Сексуальная мотивация бывает 1) «игровой», 2) «гомеостабилизирующей» 3)
«шаблонно-регламентированный» и 4) «генитальной».******
а) «Игровой» тип мотивации включает в себя
сочетание сексуального и романтического элементов. «Для носителей этого типа
половой акт – не механическое отреагирование ряда автоматизированных рефлексов,
а акт, в который они привносят игру фантазии, выдумку, и который они всякий раз
переживают как единственное, неповторимое событие, как первооткрытие, которое
еще не имело места в прошлом».*******
b) «Гомеостабилизирующей»
тип сексуальной мотивации. Здесь можно говорить о стремлении преодолеть (не допустить)
возникновение неприятных гнетущих ощущений, нарушающих внутренний баланс. Таким
образом, сексуальная активность призвана преодолеть половую абстиненцию во
избежание физиологического, эмоционального, психологического дискомфорта.
c) «Шаблонно-регламентированный» тип сексуальной
мотивации. Стремление упорядочить сексуальную инициативу отличает этот тип отношений.
Условно говоря, это - секс по «средам и пятницам». Наличие определенных
незыблемых схем и условий определяет и регулирует половую активность. Верность
сформированному шаблону и стандартам необычайно важна и принципиальна.
d) «Генитальный»
тип сексуальной мотивации подразумевает возникновение желания осуществить
интимный контакт в ответ на соответствующие физиологические сигналы в половых
органах. Так, например, эрекция провоцирует импульс к поисковой активности для последующего
секса. Ощущения возбуждения определяют содержание и динамику интимных
контактов. Какая-либо избирательность и этические принципы здесь программно отсутствуют.
Все вышеизложенное иллюстрирует значительную вариативность
сексуальных индивидуальных особенностей, предпочтений и акцентов. Необычайно важно
это понимать для того, чтобы иллюзии не препятствовали созданию близких и
удовлетворяющих отношений. Зная об этом, можно избежать дискомфорта, связанного
с распространенными заблуждениями, стереотипизациями, делением на «мужское» и «женское».
Генерализации, гиперобобщения и попытки втиснуть избранника в прокрустово ложе
своих представлений зачастую могут иметь негативные последствия для физического
и психического благополучия. Поэтому решать возникающие затруднения необходимо
профессионально – с помощью психологов, психотерапевтов или психиатров, имеющих
специальную подготовку в области сексологии.
* Житловский В.Е. Сексология и сексопатология.
Основные вопросы реабилитации. М., 2007. С. 95-98
** Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его
акцентуации СПб., 2006
*** Цит. по Джуан С. Странности нашего секса.
М., 2009. С. 25
**** Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М.,
1991
***** Щеглов Л.М. Основы сексологии. СПб., 2010.
С. 45-46
****** Общая сексопатология (под ред. Васильченко Г.С.). М.,
2005. С. 160-163
******* Там же. С. 161-162
© Дмитрий Барабанов, психолог (записаться на прием: +7(916)4188788)
e-mail: barabanoff@yandex.ru
e-mail: barabanoff@yandex.ru
илл. James Steinberg
Комментариев нет:
Отправить комментарий